«Сбербанк запустил сервис постановки диагноза с помощью нейросетей». Это новость сводится к следующему:
- На входе: симптомы в свободной форме. На выходе: три вероятных предварительных диагноза.
- Внутри нейросети: 4 млн. установленных диагнозов в обезличенном виде по 265 болезням, что охватывает 95% всех возможных диагнозов россиян.
- Точность распознавания: от 75% до 91%, зависит от подробности указанных симптомов на входе.
- Стоимость: бесплатно. Сервис носит рекомендательный характер. После получения ответа от нейросети человек сам принимает решение относительно своих дальнейших действий: ничего не делать, заняться самолечением, проконсультироваться с врачом удаленно (телемедицина) или записаться на приём к врачу.
С моей точки зрения, есть три важных фактора, которые нужно учитывать:
- Юридический (инфраструктурный): Российское законодательство позволяет ставить диагноз только врачу и только после очного приёма. Тема обсуждается уже давно. Ещё в 2015 году, будучи CIO Медси, я думал над тем, каким образом организовать оказание услуг телемедицины без нарушения законодательства. Насколько мне известно существенных законодательных изменений в этом направлении за последние 5 лет на произошло. Пожалуйста, поправьте, если я не прав.
- Человеческий (социальный): сервис Сбера ориентирован на пациента, а это может привести к следующим негативным моментам: a. Некорректная самодиагностика и, как следствие, некорректное указание симптомов при вводе в нейросеть. b. Некорректный выбор и трактовка диагноза, желание попробовать путь самолечения, некорректное самолечение.
- Нейросетевой (технологический): сервис учитывает только субъективно указанные симптомы и только имеющуюся базу болезней, а этого может быть недостаточно для постановки даже предварительного диагноза.
Уверен, что искусственный интеллект (ИИ) в ближайшие 5-10 лет очень сильно изменит первый и очень важный этап – диагностику, то есть постановку диагноза пациенту.
Предполагаю следующие этапы развития событий:
- Врач – эксперт. ИИ – помощник для второго\третьего мнения. Пациент – участник.
- Врач – эксперт и оператор ИИ. ИИ – партнёр врача. Пациент – активный источник текущей информации о состоянии здоровья (появляется обмен информацией между устройствами пациента и ИИ).
- Врач – специалист, помогающий организовать корректность взаимодействия\маршрутизации пациента, ввода данных и работы ИИ. ИИ – основной источник информации для постановки диагноза врачом. ИИ обеспечивает совместимость всех лекарственных средств с учетом новых исследований и новейшей информации о заболеваниях. Пациент – активный соучастник процесса и источник широкого спектра информации (симптомы, употребляемые лекарства, вся история болезни, поездки в другие страны и т.д.).
- ИИ – эксперт. Врач – помощник ИИ, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует. Пациент имеет цифрового двойника и все его активности находятся в ИИ. ИИ учитывает информацию, происходящую в жизни пациента, в регионе присутствия пациента (состояние экологии, вспышки заболеваний, нахождение в единых геолокациях с заболевшими и т.д.), имеет обмен знаниями с ИИ других стран.
Не верите? Думаете, что врачи не таксисты, и их невозможно заменить?
У меня лично нет никаких сомнений. Это лишь вопрос времени.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Эпистема Сафронова», авторский канал Юрия Сафронова, основателя Школы Устойчивого Мышления. Данный канал – форма для исследования себя и мира, структуры своего мышления, реальности, идей и концепций, которыми живут люди.