Когда я еду со своим пятилетним сыном в машине, с его стороны часто возникает вопрос: «Папа, а сколько нам ещё ехать?» Например, я могу ответить: «Ещё 10 минут».
У него пока нет понимания, что такое «минута», сколько это «десять», поэтому практически всегда следует второй вопрос: «А это сколько?» Обычно я отвечаю, приводя уже знакомые ему аналогии, например: «это как от нашего дома и до твоего садика», или «это как от нашего дома и до школы твоей старшей сестры» (20 минут), или «это как от нашего дома и до музыкальной школы» (30 минут).
Здесь сын мыслит не категориями времени, а категориями «хорошо», «плохо» или «так себе».
Получается:
- Это как от нашего дома до твоего садика» = хорошо, или быстро.
- «Это как от нашего дома до музыкальной школы» = плохо, или долго.
- «Это как от нашего дома до школы твоей старшей сестры» = так себе (быстро или долго в зависимости от настроения).
Отвечая так, я думал следующим образом: из-за того, что он ребёнок и уровень развития его мышления пока таков, ему требуется сравнение с чем-то, что уже есть в его понимательном аппарате. С тем, на что он может опереться, чтобы понять.
Пока ребёнок маленький он активно использует этот механизм мышления: сначала на основе собственного опыта в нём формируется понятие «долго», а потом оно переносится на 30 минут пути до школы, на неделю ожидания родителей из отпуска или на несколько часов до утра, когда наконец будет можно достать подарки из-под ёлки.
Но какого было моё удивление, когда я понял, что этот механизм используют не только дети!
Подписывайтесь на телеграм-канал «Эпистема Сафронова», авторский канал Юрия Сафронова, основателя Школы Устойчивого Мышления. Данный канал – форма для исследования себя и мира, структуры своего мышления, реальности, идей и концепций, которыми живут люди.