Подходы к экологизации компании

Экологическая ответственность бизнеса неизбежно станет нормой. Плюс минус все, кто интересуется глобальной повесткой, этого ожидают. Было бы логично в рекламе любого продукта или услуги указывать его экологические характеристики, как на упаковке йогурта пишут калорийность, состав, БЖУ. Тогда продукты разных компаний легко можно будет сравнивать и выбирать наиболее экологичный продукт.

Но стремление компании быть экологичной не даст плодов без искренней заботы о людях, которые в ней работают и без грамотного управления. Устойчивыми сегодня считаются компании, в чью стратегию включены экологические, социальные и бизнес-цели. Руководители компаний стремятся изучить словарь и разобраться в основах проблематики устойчивого развития, чтобы оставаться прогрессивными лидерами в современной бизнес-среде. 

Российский бизнес постепенно наращивает устойчивые компетенции, но экологическая эффективность производства по-прежнему находится в области узких специализаций. Чтобы определить адекватные направления для приложения усилий, необходимо определить зрелость корпоративной культуры. Опираясь на систематику Бредли Гугинса, обозначим стадии развития корпоративной ответственности, отражающие степени зрелости.

Стадии развития корпоративной ответственности EcoDao ЭкоДао Экологичный Путь

1. Стадия соответствия

Стадия соответствия – когда стратегическая цель корпоративной ответственности – соответствие закону или требованиям рынка. Лидерство выражается только на словах, без внутренней мотивации, прозрачность деятельности – в ситуативной защите флангов.

На этой стадии мы говорим об экологическом сопровождении, рекомендуется проведение экологического аудита на соответствие деятельности компании требованиям природоохранного законодательства. Рекомендации будут направлены на максимально возможное снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду. В результате внедрения компания укрепит свою добросовестную репутацию и сможет избежать штрафных санкций со стороны регуляторов.

2. Стадия вовлечения

Стадия вовлечения – когда фокус внимания сосредоточен на формировании репутации экологически эффективного, ответственного бизнеса, лидерство проявляется в осмысленной поддержке внедрения «зелёных» программ, постепенно устанавливаются связи с общественностью.

На этой стадии рекомендуется проработка следующих направлений экологизации: 

  1. Совершенствование системы экологического управления, а именно

  • «наведение фокуса» на экологические аспекты деятельности, изучение ожиданий и требований заинтересованных сторон
  • выпуск экологической политики компании
  • расчёт рисков и поиск возможностей для бизнеса, расстановка приоритетов
  • программа экологической безопасности и распределение ответственности
  • инструктаж и обучение сотрудников, действия по предупреждению ЧС
  • оценка эффективности действующей системы экологического менеджмента, понятная для руководителя

  1. Отходы и их переработка в экологичном бизнесе

  • аудит процессов обращения с отходами всех видов
  • возможности для сокращения отходов (бизнес-план)
  • безопасная работа отходами, передача отходов на обезвреживание и переработку

  1. Углеродный след и аудит энергопоэффективности

  • аудит энергопотребления компании
  • расчёт углеродного следа единицы продукции
  • рекомендации по сокращению энергозатрат
  • предложения по компенсации выбросов углерода в атмосферу

Что это приносит компании: 

  1. сокращение издержек и эффективное использование ресурсов 
  2. процессы и показатели становятся более понятными, а компания управляемой
  3. повышается стоимость активов компании
  4. формируется основанная на ценностях корпоративная культура, включающая экологическую ответственность, открытость и соответствие лучшим стандартам отрасли
  5. растет доверие сотрудников к компании, их мотивация на работу через обнаружение ценностей высшего порядка
  6. повышается лояльность заказчиков, инвесторов и других заинтересованных лиц

Важно помнить, что демонстрируемые компанией достижения в области социальной ответственности должны быть релевантны её культурному коду. И внутренние и внешние стейкхолдеры легко считывают такие несоответствия, поэтому несвоевременные шаги могут только навредить репутации компании, и даже нанести серьёзный вред. Например, когда сотрудники высаживают деревья на памятной аллее, зная о природоохранных нарушениях на производстве.

3. Стадия инноваций

Стадия инноваций – когда основной целью мероприятий по экологизации деятельности компании становятся конкурентные преимущества, руководитель проявляет себя как лидер-распорядитель, появляется публичная отчётность о корпоративной нефинансовой ответственности.

На этой стадии рекомендуется добавить к базовым элементам управления экологическими аспектами деятельности одно или несколько актуальных для компании направлений экологизации, например:

  1. Зелёный офис

  1. Использование энергии в экологичном бизнесе

  • аудит энергопотребления компании
  • рекомендации по повышению энергоэффективности
  • анализ возможностей для использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива

  1. Ответственные закупки

  • анализ цепочек поставок в компании с точки зрения устойчивости
  • критерии и политика ответственных закупок
  • алгоритмы работы с поставщиками

  1. Выбросы парниковых газов

  • аудит текущей деловой практики компании
  • расчёт углеродного следа продукта/услуги,
  • программы компенсации углеродного следа
  • климатические проекты

В зависимости от особенностей компании, возможна проработка таких направлений деятельности компании, как использование воды, офисная техника, проектирование зданий, экодизайн товаров и услуг, экомаркировка и сертификация, и другие. После проработки выбранных направлений, необходима подготовка экологического бизнес-плана, который структурирует собранную информацию, позволяя яснее увидеть доступные возможности усовершенствования и ожидаемую дополнительную экономию средств. По результатам разрабатывается и согласовывается экологическая стратегия компании.

Что это приносит компании: 

  1. экономический эффект от реализации экологического бизнес-плана
  2. в компании появляется инициативная группа сотрудников, агентов изменений
  3. повышается узнаваемость бренда за счет участия в премиях, конкурсах и программах по экологической сертификации
  4. формируется репутация инновационного, экологически ответственного бизнеса
  5. использование ESG-инструментов (зелёное финансирование, зелёные и социальные облигации и т.п.)

На следующих стадиях корпоративной ответственности компании запрос на экологичность формулируется гораздо более чётко. И хотя он всё ещё может звучать как «экологизация» компании, но по сути выходит в область устойчивого развития и требует рассмотрения экономических, социальных и экологических аспектов деятельности компании. 

4. Стадия интеграции

Концепция корпоративной социальной ответственности трансформируется в концепцию устойчивого развития. Компания стремится соответствовать своим внутренним ценностям и принципам глобального сотрудничества в общих интересах. Руководство побуждает коллектив к балансу между экономическими, социальными и экологическими достижениями и выполнению стратегических целей компании.

Наиболее актуальны направления:

  1. Стратегия устойчивого развития

  • выявление целей устойчивого развития (ЦУР), где компания проявляет наибольшее негативное влияние, и тех целей, где компания может оказать положительное влияние
  • аудит направлений деятельности компании, которые имеют ключевое значение для выбранных ЦУР
  • выработка и анализ решений для формирования стратегии устойчивого развития
  • постановка целей и задач для каждого направления
  • синтез наработанного материала в готовую стратегию УР

  1. Публичная нефинансовая отчётность в соответствии с требованиями международных стандартов

Что это приносит компании:

  1. повышение рыночной стоимости компании
  2. участие в рейтингах, конкурсах – внешнее признание лидерства
  3. привлечение квалифицированных кадров с общими ценностями
  4. производство изменений к лучшему в условиях жизни людей в зоне  влияния компании
  5. высокий уровень доверия к компании со стороны внешних стейкхолдеров

5. Стадия трансформации

Стадия трансформации – когда цель корпоративной ответственности, это социальные инновации и создание новых рынков. Компания идёт на шаг впереди лидеров существующего рынка, а полная прозрачность деятельности компании обеспечивает поиск партнёров со схожими целями и ценностями.

Деятельность таких компаний – это предмет живейшего интереса инвесторов и экспертов по устойчивому развитию. Консультанты по экологизации могут предложить компаниям помощь в реализации различных проектов, партнёрство в проведении экологичных мероприятий и другие виды взаимовыгодного сотрудничества.

Услуги в области экологизации компании

Компания EcoDao предлагает услуги по экологизации бизнес-процессов компаниям на любой стадии корпоративной ответственности. Мы поможем разобраться во всех нюансах, разработать необходимые стратегии и программы, обучить персонал, подготовить отчётность.

Вы можете увидеть перечень наших услуг на странице Услуги в области устойчивого развития.

Подробнее о внедрении системы экологического менеджмента можно почитать в моём ТГ-канале.

По вопросам сотрудничества обращайтесь по номеру +7 (916) 150 73 67 или электронной почте yd@ecodao.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

РЕКОМЕНДОВАННОЕ
ЧИТАТЬ

Цифровой Календарь ответственного потребления на 2024 год – бесплатно

По традиции, в начале нового 2024 года компания EcoDao предоставляет бесплатный доступ к скачиванию цифровой версии Календаря ответственного…
ЧИТАТЬ
ЧИТАТЬ

Новая ESG-повестка в строительстве

В августе месяце на мероприятии CRE «Барометр рынка: зеленые стандарты в строительстве» было объявлено о создании Ассоциации устойчивого развития рынка коммерческой недвижимости. Это первое отраслевого ESG-объединения в девелопменте, которое планирует работать с национальными «зелеными» стандартами во всех сегментах. После мероприятия на сайте CRE была опубликована статья об актуальности ESG-повестки в строительстве, текст которой приводится здесь полностью.
ЧИТАТЬ