Тем не менее, устойчивое развитие бизнеса – это едва разведанное в нашей стране поле деятельности, и часто запрос на экологизацию компании сформулирован не чётко, в ключе: «А что вообще это такое и какие действия предполагает?». Чтобы конкретизировать запрос, и предложить адекватные направления для приложения усилий, необходимо определить, в какой мере компания готова проявлять корпоративную ответственность. Опираясь на систематику Бредли Гугинса, обозначим стадии развития корпоративной ответственности, для которых характерны такие нечёткие запросы.

1. Стадия соответствия
Стадия соответствия – когда стратегическая цель корпоративной ответственности – соответствие закону или требованиям рынка, лидерство выражается только на словах, без внутренней мотивации, прозрачность деятельности – в ситуативной защите флангов.
На этой стадии мы говорим об экологическом сопровождении, рекомендуется проведение экологического аудита на соответствие деятельности компании требованиям природоохранного законодательства. Рекомендации будут направлены на максимально возможное снижение уровней воздействия на окружающую среду. В результате внедрения компания укрепит свою добросовестную репутацию и сможет избежать штрафных санкций со стороны регуляторов.
2. Стадия вовлечения
Стадия вовлечения – когда фокус внимания сосредоточен на формировании репутации экологически эффективного, ответственного бизнеса, лидерство проявляется в осмысленной поддержке внедрения «зелёных» программ, постепенно устанавливаются связи с общественностью.
На этой стадии рекомендуется проработка следующих направлений экологизации:
- «Совершенствование системы экологического управления», а именно
- аудит системы экологического менеджмента
- разработка экологической политики компании
- разработка методики оценки эффективности действующей системы экологического менеджмента в компании
- рекомендации по повышению эффективности СЭМ
- консультирование ответственных специалистов по внедрению выданных рекомендаций (или сопровождение компании во время внедрения)
- инструктаж и обучение сотрудников по снижению нагрузки на окружающую среду в производственной деятельности
- «Отходы и их переработка в экологичном бизнесе», а именно
- аудит отходов бизнеса
- разработка мер по сокращению отходов
- разработка рекомендаций по работе с опасными отходами, по переработке отходов
- экономический анализ мер по уменьшению отходов
- «Углеродный след и аудит энергопоэффективности»
- аудит энергопотребления компании
- расчёт углеродного следа единицы продукции
- рекомендации по сокращению энергозатрат
- предложения по компенсации выбросов углерода в атмосферу
Что это приносит компании:
- экономический эффект от реализации мер по эффективному использованию ресурсов, сокращению отходов
- компания получает конкретные документы и показатели своей работы по экологизации в динамике, это материал для публикаций, подтверждающий открытость и соответствие стандартам
- начинает формироваться экологически ответственная корпоративная культура, основанная на внутренних ценностях
- повышается доверие сотрудников, их мотивация на работу в компании за счёт формирования ценностей высшего порядка
- повышается лояльность заказчиков, инвесторов и других стейкхолдеров
Важно помнить, что демонстрируемые компанией достижения в области социальной ответственности должны быть релевантны её культурному коду. И внутренние и внешние стейкхолдеры легко считывают такие несоответствия, поэтому несвоевременные шаги могут только навредить репутации компании, и даже нанести серьёзный вред. Например, когда сотрудники высаживают деревья на памятной аллее, зная о природоохранных нарушениях на производстве.
3. Стадия инноваций
Стадия инноваций – когда основной целью мероприятий по экологизации деятельности компании становится экономическая целесообразность, руководитель проявляет себя как лидер-распорядитель, появляется публичная отчётность о корпоративной нефинансовой ответственности.
На этой стадии, помимо указанных выше, рекомендуется проработка следующих направлений экологизации:
- «Зелёный офис»
- аудит офиса на соответствие стандарту «Листок жизни. Зелёный офис»
- разработка предложений для реализации отдельных элементов Зелёного офиса (всего 17 возможных) или программы мероприятий для приближения к стандарту
- анализ экономической эффективности предлагаемых мер
- согласование и внедрение необходимых мер
- помощь с участием в конкурсе и/или получением экосертификата
- «Использование энергии в экологичном бизнесе»
- аудит энергопотребления компании
- рекомендации по повышению энергоэффективности
- анализ возможностей для использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива
- разработка программы по компенсации углеродного следа
- «Ответственные закупки»
- анализ цепочек поставок в компании с экологической точки зрения
- выработка нового подхода к процессу закупок
- разработка анкеты для поставщиков
- разработка системы показателей эффективности
- подготовка алгоритма внедрения
- «Деловые поездки и перевозки»
- аудит текущей деловой практики компании
- комплексная оценка углеродного следа от деловых поездок, перевозок
- разработка предложений по снижению транспортного следа, экономический анализ
- разработка программы экологизации направления
В зависимости от особенностей компании, возможна проработка таких направлений деятельности компании, как использование воды, офисная техника, проектирование зданий, экодизайн товаров и услуг, экомаркировка и сертификация, и другие. После проработки выбранных направлений, необходима подготовка экологического бизнес-плана, который структурирует собранную информацию, позволяя яснее увидеть доступные возможности усовершенствования и ожидаемую дополнительную экономию средств. По результатам представления бизнес-плана заказчику, разрабатывается и согласовывается экологическая стратегия компании.
Что это приносит компании:
- экономический эффект от реализации экологического бизнес-плана
- формируется группа сотрудников, способствующих необходимым изменениям в корпоративной культуре компании
- участие в программах по экологической сертификации, конкурсах
- формируется репутация инновационного, экологически ответственного бизнеса
- повышается интерес к внедряемым практикам со стороны заказчиков, инвесторов и других стейкхолдеров
На следующих стадиях корпоративной ответственности компании, свойственных в нашей стане пока не более чем двум-трём сотням компаний, запрос формулируется Заказчиком гораздо более чётко. И, хотя он всё ещё может звучать как запрос на «экологизацию» компании, по сути, требуемые мероприятия относятся уже к области устойчивого развития и включают в себя в равной степени рассмотрение экономических, социальных и экологических факторов влияния компании.
4. Стадия интеграции
Стадия интеграции – когда в концепцию корпоративной социальной ответственности входит устойчивое развитие бизнеса, целью становится соответствие внутренним ценностям и принципам глобального сотрудничества в общих интересах, компания «задаёт планку» для других в стремлении к балансу между экономическими, социальными и экологическими достижениями и готова гарантировать достижение стратегических целей.
Ответом на запрос компании могут быть следующие предложения:
- «Стратегия устойчивого развития»
- выявление целей устойчивого развития, где компания проявляет наибольшее негативное влияние и тех целей, где компания может оказать положительное влияние
- аудит направлений деятельности компании, которые имеют ключевое значение для выбранных ЦУР
- выработка и анализ решений для формирования стратегии устойчивого развития
- постановка целей и задач для каждого направления
- синтез наработанного материала в готовую стратегию УР
- «ESG-отчётность»
- аудит направлений деятельности компании, которые имеют ключевое значение для выбранных ЦУР
- разработка системы оценки эффективности реализации стратегии, анализ
- рекомендации по планированию дальнейших действий
- формирование отчётности в соответствии с выбранным стандартом
Что это приносит компании:
- повышение рыночной стоимости компании
- участие в рейтингах, конкурсах – внешнее признание лидерства
- привлечение квалифицированных кадров с общими ценностями
- производство изменений к лучшему в условиях жизни людей в зоне влияния компании
- высокий уровень доверия к компании со стороны внешних стейкхолдеров
5. Стадия трансформации
Стадия трансформации – когда цель корпоративной ответственности – это социальные инновации и создание новых рынков, компания идёт на шаг впереди лидеров существующего рынка, а полная прозрачность деятельности компании выполняет функцию просвещения и поиска партнёров.
Деятельность таких компаний – это предмет живейшего интереса специалистов по экологизации бизнеса, даже объект изучения. Специалисты могут предложить компаниям помощь в реализации различных проектов, партнёрство в проведении экологичных мероприятий и другие виды взаимовыгодного сотрудничества.
Услуги в области экологизации компании
Компания EcoDao предлагает услуги по экологизации бизнес-процессов и построению системы экологического менеджмента компаниям на любой стадии развития.
Мы поможем разобраться во всех нюансах, экологизировать ваш бизнес, разработать и внедрить стратегию устойчивого развития.
Вы можете изучить полный перечень наших услуг на странице Услуги в области устойчивого развития.
По вопросам сотрудничества обращайтесь по номеру +7 (495) 77 636 77 или электронной почте info@ecodao.ru