Есть ощущение, что «зеленая» повестка в целом потеряла актуальность, но это – только на фоне текущих стрессовых событий. На самом деле, аудиторы Счетной палаты в еще 2020 году предупреждали, что ущерб национальному бюджету от изменений климата до 2030 года может составлять 2-3% ВВП в год. Потери такого масштаба невозможно будет игнорировать даже при условии полной изоляции от глобальных трендов. Поэтому экологические требования со стороны как государства, так и общества будут только повышаться, а рынок будет на эти требования реагировать.
Города продолжают расти и оставаться крупными источниками концентрированных выбросов парниковых газов, которые человечество как раз должно научиться сокращать, чтобы удержаться в рамках глобального повышения температуры на 1,5-20С. Необходимо адаптировать городскую среду к изменению климата, чтобы сохранить в ней безопасность и комфорт для горожан, а также строить более экологичные, ресурсоэффективные и «умные» здания и инфраструктуру для снижения негативной нагрузки на среду, и в первую очередь, на климат.
«Зеленая» сертификация создает дополнительный эффект соревновательности для сильнейших игроков. Это важно, потому что именно в рамках состязания достигаются рекорды. Стандарты могут и должны быть нацелены на поиск и применение прогрессивных и прорывных подходов как в технологиях, так и в управлении, стандарты должны обновляться в соответствии с актуальной повесткой. А уход глобальных «зеленых» стандартов можно расценивать как возможность использовать накопленный нашими специалистами опыт работы со стандартами для выхода на новый уровень.
Новый стандарт нацелен на оценку и сертификацию объектов нового строительства коммерческой (офисы, гостиницы, склады, торговые центры) и некоммерческой (объекты социальной сферы, производственные, спортивные и общественные здания) недвижимости. Сегменту коммерческой недвижимости стандарт наиболее интересен, потому что, во-первых, здесь преобладают арендные отношения, а арендаторами являются те самые крупнейшие игроки, для которых «зеленый офис» является косвенным подтверждением их собственного устойчивого лидерства, во-вторых, для инвесторов соответствие объекта недвижимости «зеленым» стандартам – признак мощного потенциала и амбициозности компании.
И, повторюсь, даже с уходом иностранных компаний интерес к «зеленым» зданиям не пропадет, потому что устойчивость успела занять свое место в корпоративной культуре отечественных компаний, а то, что заложено в культуру на уровне смыслов, не так-то просто вытеснить. Но и государству эта тема должна быть актуальна – в первую очередь потому, что «зеленые» здания более выгодны как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации. Как только российские банки начнут выдавать кредиты по более выгодному курсу тем компаниям, которые проявляют заботу об экологии, тема будет актуальна и для жилой недвижимости тоже.
Судя по моему опыту, интерес к «зеленой» сертификации есть у крупных застройщиков городского жилья комфорт – и бизнес-класса. Будучи куратором проекта «Собиратор», я участвовала в разработке проектов внедрения раздельного сбора отходов для нескольких строящихся жилых комплексов в Москве. По просьбе заказчиков, мы соотносили предложения наших проектов с требованиями стандарта BREEAM. Этот интерес оформился у девелоперов в условиях добровольного следования «зеленым» стандартам, и это уже о многом говорит.
Вероятно, для городской жилой недвижимости тоже пора разрабатывать «зеленый» стандарт, потому что запрос на экологичный образ жизни в обществе и экологичные пространства у частных инвесторов растет, и наличие авторитетного знака зеленой сертификации поможет ответственным девелоперам «отстроиться» от гринвошинга.
На самом деле, требования стандартов и должны быть достаточно унифицированными, чтобы их можно было применить ко всем разнообразным объектам сертификации. Они задают нижнюю планку требований, но никак не обозначают верхнюю, как бы задавая направления для развития. Судя по методике оценки, которая была представлена на августовской встрече вышеупомянутой Ассоциации, новый национальный стандарт «зеленого» строительства близок к идеальному. В нем очень четко прописаны требования, с указанием на конкретные ГОСТы, в самой методике приведен понятный перечень необходимых для подтверждения документов, все как мы любим. Кроме того, стандарт использует лучшие международные практики, признанные в мировом сообществе наиболее эффективные. Методика оценки предусматривает большое количество критериев, в том числе инновационных, и продумана так, что может быть использована как для ESG-оценки объекта, так и для оценки соответствия международным системам сертификации, при соблюдении определенных условий.
Мне, как экологу-аудитору, очень бы хотелось, чтобы новый стандарт стал таким прогрессивным национальным знаком качества в строительстве, которым ответственные застройщики и инвесторы могут гордиться. Со временем так и будет, а сейчас компании с помощью национальной системы сертификации могут подтверждать соответствие заявленному ранее уровню качества своих объектов недвижимости для покупателей, арендаторов, акционеров и инвесторов. Это необходимо для экономической стабильности и важно для постоянного совершенствования, иначе развитие отрасли по ESG-направлению может перестать соответствовать времени.
Главным препятствием, на мой взгляд, может стать обеспечение независимости экспертизы при прохождении сертификации. Все мы знаем печальный опыт со стандартами системы ИСО, относящимися к экологическому менеджменту. В нашей стране действует огромное количество сертификационных центров, в которых нужный для участия в тендерах сертификат продается за копейки. И кому интересно, какую среднесрочную выгоду может принести компании работающая система экологического менеджмента, когда стоит задача получить заказ в перспективе двух-трех месяцев. Тем более, что найти опытного эколога-менеджера тот еще квест, но это уже вопрос к системе образования. Такого быть не должно. Необходимо обеспечить подготовку достаточного количества квалифицированных кадров: оценщиков, аудиторов, специалистов.
Не менее важным фактором, повторюсь, является поддержка государства, соответствие национальному стандарту «Зеленого» строительства должно быть необходимым требованием для всех крупных строительных объектов с бюджетным финансированием. Лимитирующие факторы могут быть внешние, например, наличие ресурса в государственной системе, необходимого для сохранения фокуса на ESG-повестке, и внутренние, как то, техническая проработанность, соответствие запросам рынка и современным трендам, гарантировано независимая экспертиза и т.п.
В целом, задача экспертов сейчас делать, что должно, опираясь на общий тренд и не пытаясь строить прогнозы. Необходимо обеспечить максимально частую обратную связь от всех заинтересованных сторон и быть готовым гибко реагировать на изменения условий окружающей реальности.
Резюмируя – новый стандарт необходим. Сказать «устойчивое развитие больше не актуально», сейчас могут только те, кто не разобрался в причинах кризиса цивилизации, и до конца не поверил в его реальность.
Источник – CRE