Юрий Парахин: Есть другой момент. Жизнь любого завода заключается в доходах и расходах. Доходы идут по двум статья:
- Продажа вторичного сырья
- Тариф от регионального оператора
Если тариф на обработку составляет 95% – 100% доходности предприятия, это одна история и по факту мы можем говорить, что на этих заводах фактически нет сортировки, по факту это профанация, когда 2%-3% отобрали и всё остальное ушло на свалку.
Например, мы отбираем вторичное сырье и продаём его, бумагу, пластиковые бутылки, алюминиевые банки. Представьте, что мы сейчас начнем собирать это на стадии домохозяйства и в контейнеры, если это пойдёт к нам на завод, то это один вопрос, а есть ушлые ребята и у нас есть такие в Орловской области, которые поставили бачки и под видом того, что мол мы вам даём благо, вы нам соберите это бесплатно, рассортируйте и нам останется только спрессовать и получить сверхприбыль. Мы соберем сливки, а весь остальной мусор визите на завод ЭкоСити. Тогда у меня возникает вопрос, за счёт чего будет жить завод, какое вторичное сырье он будет отбирать?
Хотя абсурдность ситуации заключается в том, что чем выше у нас показатель отбора, тем меньший тариф мы будем получать. Горизонт окупаемости вложенными нами денег в этом случае вообще не просматривается.
Президент и Правительство РФ говорят о том, что надо создавать условия тем, кто в этом рынке находится. У нас, в Орловской области, к сожалению, это не создается. У нас наоборот, инициатива объектов сортировки, которые хотят добиться максимальной переработки губится на корню. Нам доказывали, что у нас должны практически полностью порезать тариф. Тогда возникает вопрос зачем нам было вкладывать свои деньги, мы не брали из бюджета ни одной копейки, если чем больше мы отбираем, тем меньше мы получаем. Эти вещи конечно уникальны.
Второй вопрос в том, что мусорная реформа застопорилась перераспределение денег региональным оператором, которые он собрал у населения, каждый житель Орловской области платит 72 рубля с человека в месяц, и когда мы берём всех действующих лиц в этой цепочке, контейнерная площадка и её обслуживание, транспортная компания, сортировочный комплекс и объект размещения (захоронения) отходов. Вот эти четыре действующих лица и ещё региональный оператор, который стоит над ними. И если мы посмотри территориальную схему обращения с отходами в Орловской области деньги распределяются таким образом. Из 100% денег, которые региональный оператор собирает, 70% отдаётся транспортировщикам, 13% отдаётся сортировочному комплексу, 8% отдаётся на размещение (захоронение) и 9% забирает себе региональный оператор и совсем небольшие деньги на обслуживание контейнерных площадок.
Юрий Сафронов: Почему так много транспортным компаниям?
Юрий Парахин: В соответствии с территориальной схемой мы, как сортировочный комплекс, получаем 523 рубля за тонну обработки отходов. А компания, которая просто забрала отходы и перевезла до нашего завода, при этом она может уничтожить все сырье по пути к нам, они получают 2500 рублей. Транспортные компании получают в 4-5 раз больше.
И тут возникает вопрос – какова цель мусорной реформы? Если наша цель собрать и вывести куда-то, тогда зачем строить сортировочный завод?
Есть три типа объектов: мусоросортировочные, мусороперерабатывающие и мусоросжигающие. Другие типов объектов, предназначенных для того, чтобы не образовывались свалки, на данный момент, человечество не придумало.
Перечень отходов, которые мы обязаны отбирать, в соответствии с 503-им закон, постоянно расширяется. Но кто эти отходы будут перерабатывать? «Полигонщики» не перерабатывают, те, кто транспортирует им наплевать, что они везут. У нас были такие случаи, когда им было мало рентабельности в 350%-400% они ещё берут наливают в машину воды, машина 6 тонн, а она приехал 9 тонн и вода из неё прямо льётся, хотя на улице солнышко. 3 дополнительных тонны воды и каждая по 2500 рублей. Либо берут бетонные блоки, загружают их, плотность у них большая, мы их взвесили, данные передали региональному оператору, а региональный оператор им заплатил, рассчитавшись деньгами налогоплательщиков, жителей населенных пунктов.
Это один из самых острых моментов, которые преследует и наш завод, и в целом мусорную реформу.
Юрий Сафронов: Разница в 4-5 раз между транспортировкой и обработкой характерна для Орловской области или такая практика действует и в других регионах?
Юрий Парахин: В разных областях по разному. Но транспортировщики берут львиную долю. Это произошло ещё в с тех времен, когда слова «сортировка» и «переработка» были не в моде, мягко говоря. Когда в этой теме занимались люди, так называемые «полигонщики», которые были заинтересованы в том, что чем больше им привезут, тем лучше. А транспортировщики были заинтересованы чем больше объёма они привезут, тем больше они получат. И это отразилось в законодательстве Российской Федерации, когда объекты обработки и полигоны тарифицируются, мы показываем каждую копейку, сколько у нас затрат идёт, зарплаты, налоги, коммунальные платежи, ГСМ, ремонты, аренда земли и т.д. Все до последней копеечки мы должны предоставить тарифному комитету, они смотрят, какие-то затраты не принимают, например, перчатки почему-то исключили из наших затрат. А «возчики» просто поторговались по 44-ФЗ и все.
В Орловской области несколько транспортных компаний, как, впрочем, и в других регионах. По 44-ФЗ очень просто, берётся средние предложение от 4-х транспортных компаний. В 2018 году у нас перевозчики возили отходы с удовольствием по 120 рублей за кубический метр, а с 1 января 2019 года им было уже мало по 280-300 рублей. Возникает вопрос к правоохранительным органам по картельным сговорам.
Юрий Сафронов: Вы не думали о том, чтобы тоже заняться этим бизнесом? Сделать интегрированную компанию. Заниматься не только сортировкой и переработкой, но и транспортировкой?
Юрий Парахин: Каждый должен заниматься своим делом. Конечно, если выстраивать бизнес, то лучше всего иметь свой полигон, свою мусоросортировочную станцию и свою компанию, которая вывозит.
В свое время мы вкладывали деньги именно в мусоросортировочный завод. Эти вложения несопоставимы с транспортными компаниями и мы думали, что правила игры, которые будет определять администрация области и региональный оператор, они будут честными и открытыми. К сожалению, у нас этого совершенно нет, всё сделано подковерно.
Когда мы задаём вопрос привезти одну тонну действительно стоит в 5 раз дороже, чем эту тонну переработать, разделить на 35 позиций и один водитель, который привез отходы или 100 человек, который стоят на конвеерной линии, понимаете разницу? Нам в ответ молчат и говорят закон вам сказал, 44-ФЗ мы торгуем лоты на вывоз отходов.
В своё время у нас была компания, в которой я работал и отвечал за вывоз отходов с 2003 по 2012 год, мы работали, я эту математику знаю хорошо, но мы не хотели переходить кому-то дорогу, пусть каждый свои делом, не будем забирать чужой хлеб. Но, к сожалению, вот этого доброго понимания мы не увидели. Во всяком случае в Орловской области мы этого не получили.
Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на Сайте. Ссылка/гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта ссылки или гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала. Ссылка/гиперссылка обязательна вне зависимости от полного либо частичного использования материалов.