Звонок, приятный голос: «Добрый день, социологический опрос… Защита семьи, пожилых, охрана окружающей среды, бережное обращение с животными… Вы против таких поправок?». Сложно ответить отказом, когда предлагают такие безупречные цели. Особенно меня как экологического активиста зацепили последние два пункта. Но срабатывает стереотип «мягко стелют – жестко спать». Против.
Однако важно осмысленно подойти к проявлению гражданской позиции. Не руководствоваться стереотипом, мнением друга, начальника, мамы или слухами в социальных сетях.
Это текст для тех, кто хочет попробовать разобраться в происходящем. Поправок в Конституцию РФ, касающихся проблем окружающей среды, немного:
- ст.72, пункт д
- ст.114 ч.1 подпункт в, е5 и е6
Они устанавливают:
- Страна и субъекты совместно ведают охраной окружающей среды
- Правительство проводит единую политику в этой области, направленную на:
- создание людям благоприятных условий
- снижение негативного воздействия на окружающую среду
- сохранение природного разнообразия
- воспитание ответственного отношения к животным
- Правительство создает условия для развития системы экологического образования граждан и воспитания экологической культуры
Звучит неплохо: теперь ясно, к кому обращаться, когда подобные меры не предпринимаются. Особенно хочется воплощения последнего пункта: сплю и вижу, как из каждого пылесоса льются подкасты о минимализме, а люди толпами сдают отходы на переработку.
Однако копнем глубже. Сложно предположить, что кто-то проведет народное голосование и потратит столько ресурсов на эту дорогостоящую махину всего лишь ради изобретенного велосипеда. Но мы с вами помним, где живем, поэтому лучше перестраховаться.
Действительно, на поверку оказалось, что эти тезисы уже отражены в действующих нормативно-правовых актах.
Снижение негативного воздействия на окружающую среду закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.17 ч.2-3). «Дубликат» поправки о природном разнообразии – Распоряжение Правительства РФ №1225-р от 31.08.2002. А ФЗ «Об ответственном обращении с животными» гарантирует гуманное отношение к животным (капитан, это вы?), ст.4, 17. Что касается моего любимого экопросвещения, оно указано как одно из приоритетных направлений госполитики в Указе Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (ч.IV ст.26 п.п).
Сторонники поправок возразят, что их закрепление в главном нормативном документе страны означает, что не будут приняты никакие законы, нарушающие эти постулаты (ст. 15). Но так ли это? Ведь мы уже не раз видели, как принимались законы, противоречащие Конституции[1] . Подробный список можно найти в интернете, самые резонансные из них – это закон о митингах, закон о защите чувств верующих и «пакет Яровой».
Вдобавок, даже если нет никаких противоречий, случаев нарушения положений Конституции масса. Ближайший пример – право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции) vs. разлив нефти в Норильске в мае-июне. Начиная с первых дней аварии и заканчивая изъятием проб воды у журналистов буквально на днях – попытки замолчать, утаить, замуровать в шкафу.
Другой пример, когда жители Москвы не получали достоверных данных о состоянии окружающей среды – технические сбои на карте загрязнений воздуха Мосэкомониторинга. В течение нескольких месяцев в 2017-2018 гг. сайт был попросту закрыт, и Гринпис собрал 16 тысяч подписей, призывая возобновить его работу.
Возвращаясь к Конституции, получаем, что на деле ее положения не гарантируют соблюдения экологических прав россиян. И тогда задаемся вопросом, зачем это все затевается.
Что-то подсказывает, что экологическое направление не единственное, поправки по которому могут дублируют федеральные законы. Зато понятно, как определить те изменения в Конституцию, из-за которых весь сыр-бор: надо проверить, какие из них окажутся по-настоящему новыми для российского законодательства. Но это уже выходит за рамки тематики данной статьи.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Эпистема Сафронова», авторский канал Юрия Сафронова, основателя Школы Устойчивого Мышления. Данный канал – форма для исследования себя и мира, структуры своего мышления, реальности, идей и концепций, которыми живут люди.