Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса,
Кто ни во что не верит — даже в чёрта назло всем…
Хорошую религию придумали индусы —
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
«Песенка о переселении душ», Владимир Высоцкий
В кого или во что я верю на самом деле?
Такой вопрос я задал себе более 10 лет назад и нашёл ответ, который не изменяется на протяжении всего это времени. Я бы хотел подчеркнуть, что соображения, которыми я с вами делюсь, являются результатом моих личных размышлений. В этой серии постов я постараюсь их структурировать и мотивировать вас на собственный поиск, потому что готового ответа для всех не существует. Как писал Марсель Пруст «… нам не нужно расшифровывать то, что было уже ясно и до нас, это просто не наше. Наше лишь то, что мы сами извлекаем из мрака, в который погружены, и то, чего не знают другие». Другими словами, «то – что я знаю, – не моё; моё – только то, что я вырастил из себя».
Возможно, этот текст поможет вам «извлечь из мрака» и «вырастить из себя» то, что вы сможете назвать по-настоящему своим.
Мои размышления на тему веры будут состоять из трёх частей:
- Вера в бога
- Вера в веру
- Вера в силу веры
Согласитесь, тема очень личная, поэтому хотел бы зафиксировать в самом начале, что я уважаю:
- любого человека вне зависимости от его вероисповедания,
- все общепринятые человечеством мировые религии, не ставя ни одну из них в особое положение.
Вера в бога
Выдающийся британский учёный-этолог Ричард Доккинз в своей книге «Бог как иллюзия» структурированно, чётко и очень логично разбивает в пух и прах основные, сформулированные человечеством, «доказательства» существования бога. Доккинз вступает в полемику со всеми, начиная от Фомы Аквинского с его доказательством от целесообразности и заканчивая нашим современником Стивеном Анвином с его доказательством от Байеса, теорема которого была использована Анвином как математический инструмент для проведения количественной оценки вероятности существования бога.
На мой взгляд ошибка Доккинза в том, что он смешивает два взаимоисключающих понятия: «знание» и «вера».
В само понятие «вера» имплицирована исключительно внутренняя вера в то, что возможно только силой моей веры без каких-либо внешних знаний, подкреплений и материального наличия в принципе.
Поэтому мне кажется глупостью рассуждения в стиле «Я не верю в бога, потому, что не могу увидеть его материального подтверждения в мире, потрогать, попробовать на зуб». Для меня это оксюморон и непонимание того, что воплощает концепция и само слово «вера».
Мераб Мамардашвили писал «Нельзя верить в то, что не нуждается в моей вере».
Нельзя «верить» в существование яблока, если оно лежит перед тобой на столе, и ты только что его надкусил. Яблоко в твоей вере не нуждается. Откусив его, ты приобрёл знание о том, какое оно на вкус, любишь ли ты яблоки, в порядке ли эмаль на твоих зубах и т.д.
Продолжая словами Мамардашвили «… мы верим только в то, чего нет без нашей веры, то, чего нет без нас…».
Бог есть, если я верю без доказательств и оснований, что бог существует и является всевышней силой, которая создаёт и направляет мир. А без моей веры бога нет.
Вера в бога приведена как пример. Данные размышления относятся к любой вере в кого-либо или что-либо.
Продолжение можно прочитать в статье “Вера в веру”.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Эпистема Сафронова», авторский канал Юрия Сафронова, основателя Школы Устойчивого Мышления. Данный канал – форма для исследования себя и мира, структуры своего мышления, реальности, идей и концепций, которыми живут люди.