Моя старшая дочь (15 лет), собираясь утром в школу спросила меня: «Папа, а какая температура на улице?»
Посмотрев на градусник, я ответил: «18 градусов». В ответ, как и в ситуации с пятилетним сыном, последовал дополнительный вопрос на понимание: «А это холодно?». Я удивился вопросу и ответил: «Так же, как и вчера», на что в ответ получил: «Понятно. Спасибо».
После этого случая я задумался и у меня появился вопрос: а не всё ли в нашей голове сложено неким карточным домиком, когда одна концепция имеет возможность существовать и имеет какую-либо эмоциональную окраску исключительно благодаря другим концепциям, которые в свою очередь опираются на нижестоящие концепции?
Можно предположить, что человек понимает что-либо не из-за того, что он воспринимает через органы чувств, а благодаря наличию внутри его мышления концептов, с которыми он может соотнести поступающую информацию, с уже имеющимися, прожитыми и используемыми концептами, а также способности и возможности соотнести эти концепты в своём мышлении в принципе.
Именно поэтому, например, ребёнок не может выучить непонятные ему строки стихов.
Например, «ласточка с весною в сени к нам летит…» Предположу, что до тех пор, пока ребёнок не сможет соотнести понятие «сени» с тем, что уже есть в его голове, то он не сможет выучить данную строку стиха с понимаем и долгосрочно. Если заставить, то кратковременно он запомнит, но понимать и помнить в дальнейшем не будет.
Отсюда как раз идёт связанная тема образования или, другими словами, способствование формированию в голове ученика новых образов (или концепций), которые были бы органично вписаны в уже имеющуюся у него систему образов. Именно поэтому так важно проговаривать, визуализировать и метафоризировать новые концепции.
При этом я не исключаю и не принижаю необходимость получения информации из вне, от органов чувств. Чем больше органов чувств будет задействовано, чем разнообразнее будет информация на входе, тем выше вероятность более качественного формирования и закрепления образа в мышлении. Это способствует кристаллизации, проживанию и закреплению новых образов у человека.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Эпистема Сафронова», авторский канал Юрия Сафронова, основателя Школы Устойчивого Мышления. Данный канал – форма для исследования себя и мира, структуры своего мышления, реальности, идей и концепций, которыми живут люди.