Человек стоит в магазине около полки с кондитерскими изделиями, долго и напряженно вчитывается в этикетку печенек. Нет, не подойдут. Следующие. И так полчаса. И ведь это только печенье…
Наверняка знакомая картина , если вы встали на путь экологизации своей жизни. Каждый, кто стремится выбирать безопасные продукты чтобы позаботиться о своём здоровье и/или о природе, вынужден тратить время на изучение подноготной производства и составов различной продукции. Это утомительно и затратно по времени.
Именно поэтому полезно знать про экомаркировки. Эти небольшие значки на упаковке помогают сэкономить массу времени и нервов при выборе товаров. Только главное не спутать их с чем-то другим.
Первая в мире экомаркировка «Голубой Ангел» (сейчас – около 12 000 продуктов и услуг от 1600 компаний) появилась в конце 70-ых в Германии по инициативе федеральных властей как рыночный инструмент экологической политики. Следуя растущему спросу на экологичность, такие же инструменты начали работать и в других странах. Появилась необходимость систематизировать подход и стандартизировать их деятельность. Для этого была создана Всемирная Организация Экологической маркировки (Global Ecolabelling Network, далее GEN) и разработан международный стандарт ISO 14024 (последняя редакция 2018г.) – “Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры”.
Как это работает?
Потребитель, ориентируясь на определенный знак на упаковке, может сделать выбор в пользу товара, производство которого не вредит природе. Денежный поток естественным путём направляется в область устойчивого производства, которое действительно нуждается в поддержке. Вести экологичный бизнес – сложно и дорого. В свою очередь, не «зелёный» бизнес лишается определённой толики дохода, что может подтолкнуть его к экологизации своих товаров и мощностей.
Потребитель тоже в выигрыше – ориентируясь на маркировку, он получает возможность быстро отыскать на прилавке безвредный для здоровья товар и внести свою лепту в охрану окружающей среды.
Важно – чтобы получить право размещать экомаркировку I типа на своём товаре, производитель должен добровольно обратиться в независимый от производителя орган сертификации и пройти строгие процедуры научной оценки экологичности всего жизненного цикла своего товара. Это означает, с этапа закупок и добычи сырья, далее по всем этапам производства и до утилизации вышедшего из эксплуатации товара. Упаковка должна подлежать переработке или быть биоразлагаемой, логистика должна быть оптимальной для минимизации выбросов, фабрики не должны загрязнять окружающую среду, сам продукт не должен содержать вредных для здоровья веществ, и т.д. Полученный сертификат необходимо подтверждать каждые 3-5 лет. Не правда ли, масштабно?
Большинство экомаркировок I типа входят в GEN (33 члена на сентябрь 2020г.). Самые известные примеры таких лейблов, наряду с «Голубым Ангелом» – «Северный лебедь» (Nordic Swan), «Европейский цветок» (Ecolabel ЕС, на 2016г до 36 395 сертифицированных продуктов), российский «Листок жизни».
Надо упомянуть подтип экомаркировок которые называют «подобные I типу» – маркировки, часто отраслевые, достоверно подтверждающие экологичность только одного или нескольких отдельных аспектов производства на основе всё тех же признанных международным сообществом принципов – добровольность, независимость, объективность. Лучшие примеры – FSC (подтверждение что использована древесина из возобновляемых лесов), ряд строгих маркировок для органической пищевой продукции («Евролист» и т.д.) и другие.
Именно подобные маркировки могут служить ориентиром для потребителя в мире знаков, значков и лейблов, которые он встречает на упаковке, и гарантировать выбор действительно экологичной (как минимум в одном аспекте) продукции.
Но ведь есть ещё II тип экомаркировок, и вот тут нужно быть осторожными.
Зеленая метка, или всё-таки черная?
Маркировки II типа или самодекларации – это многочисленные знаки, говорящие о некой экологичности товара, в т.ч. разработанные самими производителями продукции, которые самостоятельно наносятся производителем на упаковку и НЕ верифицированы независимой третьей стороной. Нельзя знать наверняка насколько они достоверны (хотя вполне могут быть), проверка подобной информации зачастую затруднена. Например, петля Мёбиуса сама по себе вовсе не означает что данный предмет точно сделан из вторсырья или может быть переработан, нужны подтверждения.
На рынках, где мода на экологичные товары только появилась и где слабо развито соответствующее законодательство, обычно циркулирует масса разнообразных самобытных значков и заявлений. Это может вводит в заблуждение неосведомленного покупателя – тем более что 41% потребителей во всем мире доверяют обозначениям «эко», «био», «натуральный» на упаковке (Nielsen, 2019). Сегмент продуктов с этими обозначениями демонстрирует один из наиболее высоких темпов роста — 39% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом (Nielsen, 2019 г).
Каков соблазн для производителя добавить зеленый листик на упаковку! Стоит быть бдительными и отличать гринвошинг от обоснованных заявлений.
Существует также третий тип экологических маркировок, которые просто информируют нас о том, что компания с помощью третьей стороны провела экологический анализ своего производства. Однако эти маркировки не означают его оценки – много или мало выбросов, вредны ли найденные вещества, и так далее. Это затрудняет использование такой информации обычными покупателями, поэтому в большинстве случаев для неспециалиста наличие таких знаков бесполезно.
Что ещё не так
В России, пытаясь ориентироваться на экомаркировки, потребитель может столкнуться с тем, что в некоторых областях сертифицированных товаров очень мало или просто нет. Рынок ещё не так развит. Сертификация стоит денег, включая затраты на «дотягивание» производства до требований стандарта, далеко не все производители к этому готовы, несмотря на «зеленые» тренды даже среди инвесторов.
Серьёзным нюансом становится и цена на сертифицированную продукцию. Хочешь «clean & green» – плати. Высокая цена вкупе со слишком большим кол-вом непонятных похожих значков на рынке и низкой осведомленностью покупателей негативно влияет на доверие к инструменту экомаркирования.
Но во-первых, есть исключения, появляется всё больше товаров, сопоставимых по цене с масс-маркетом.
Во-вторых, надо понимать, что цена экотовара складывается из стоимости мероприятий по защите окружающей среды, очистных процедур, выбора более чистого и поэтому дорогого сырья, и так далее. Покупая подобные товары мы как бы финансируем хорошее состояние окружающей среды вокруг нас. Когда же покупаем более дешевые альтернативы, вполне может оказаться, что мы таким образом «оплачиваем» загрязнение рек сточными водами, на очистке которых сэкономил производитель ради низкой цены.
Экомаркировка – инструмент для экологического регулирования рынка, на котором потребитель уже стоит на пути к осознанному потреблению.
Друзей – знать в лицо
Чтобы не потерять мотивацию к ответственному потреблению, потонув среди более чем 456 разнообразных знаков (Ecolabel Index), зарегистрированных на текущий момент в мире, следует изучить и запомнить наиболее распространенные из них, по маркировкам I типа это можно сделать на сайте GEN.
Второй шаг, который значительно упростит жизнь – установить приложение в смартфоне, которое «умеет» определять экомаркировки. Подобное русское приложение – EcoLabel Guide
Если сомнения не оставляют, можно зайти на сайт конкретной экомаркировки, а также изучить сайт производителя – есть ли там информация о прохождении экологических независимых проверок и получении хотя бы каких-нибудь экологических сертификатов?
В случае запланированных покупок можно пойти и обратным путем – например при планировании ремонта просмотреть списки сертифицированных товаров в области строительства на сайте конкретной экомаркировки.
Итак, подведем итоги:
Знание и использование экомаркировок полезно каждому отдельному человеку, неравнодушному к устойчивому развитию и своему здоровью, потому что это:
- экономия времени на поисках экологичных и полезных продуктов
- минимизация ошибки выбора в условиях изобилия псевдоэколейблов и гринвошинга
Для общества это реальная поддержка «устойчивых» производств и тренда на заботу об окружающей среде.
Чек-лист по покупке товаров с экомаркировками:
- установил мобильное приложение EcoLabel Guide или аналог
- просмотрел и запомнил наиболее востребованные для меня лично экомаркировки
- подумал, сколько я готов доплачивать за экологичность производства и безопасность товара
- сформулировал условие, при выполнении которого буду принимать решение о покупке (например, сертифицированная продукция стоит не более чем на 15% дороже)
- использую приложение для поиска товаров широкого потребления с экомаркировкой в магазине
- в случае возникновения вопросов проверяю информацию на сайтах органов сертификации, общественных организаций, сайтах производителей
- избегаю покупки товаров производителей, уличенных в гринвошинге.
Дополнительные материалы
Документы
- ГОСТ Р ИСО 14024-2000 Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I
- НП “Экосоюз”: Методическое руководство по экологизации ассортимента и грамотному позиционированию экотоваров GreenGuide
- HAL: Обзор экомаркировок и их влияния на экономику
Ресурсы
- Всемирная Организация Экологической маркировки Global Ecolabelling Network, GEN
- Голубой Ангел
- Северный лебедь
- Европейский цветок
- Листок жизни
Статьи
- Recyclemag: Из чего складывается цена экологичного товара
- Nielsen: Как экотовары завоевывают рынок FMCG
Подписывайтесь на телеграм-канал «Эпистема Сафронова», авторский канал Юрия Сафронова, основателя Школы Устойчивого Мышления. Данный канал – форма для исследования себя и мира, структуры своего мышления, реальности, идей и концепций, которыми живут люди.